x

Закажите звонок

* - Поля, обязательные для заполнения.

x

Подписаться

* - Поля, обязательные для заполнения.

x

Вернуться

Маркировка обуви: до 1 марта 2020г

Маркировка обуви: как участникам подготовиться к новым требованиям

30 июня 2019 года завершится эксперимент по маркировке и прослеживанию обуви. Предполагается, что уже с июля, маркировка обуви станет обязательной.

И хотя, 1 июля 2019 года наступит уже через несколько дней, конкретики до сих пор ни у кого нет, к сожалению. Все работает только в теории, в том числе не читаются уже готовые коды маркировки у участников эксперимента, которые являлись инициаторами данного проекта.

К обувным товарам, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Министерством промышленности и торговли РФ 03.09.2018, относится продукция из товарной группы «Обувь». В нее входят различные типы обуви, в том числе галоши и спецобувь. Такие параметры, как фасон и размер, назначение, способ производства или материалы, из которых обувь изготовлена, значения в рамках маркировки не имеют.

Этапы маркировки

  1. В период с 1 июля по 30 сентября 2019 года — участникам оборота нужно зарегистрироваться в системе «Честный Знак» (https://честныйзнак.рф/business/#tab-1) , подать заявки на получение доступа к регистратору эмиссии. При этом маркировать остатки продукции участники оборота могут еще до получения регистратора эмиссии. Для этого достаточно получить в личном кабинете в системе упрощенные коды. Остатки с такими упрощенными кодами могут продаваться в течение 2-х лет с момента ввода продукции в оборот. Однако следует обратить внимание на некоторые детали.
  1. На втором этапе — с 1 октября 2019 года по 1 марта 2020 года — участники добровольно передают сведения в систему Честный ЗНАК.
  1. С 1 марта 2020 года запрещается производство, импорт, розничная торговля и оборот продукции без маркировки, а передача информации в систему обо всех операциях с маркированными товарами становится обязательной.

Таким образом, маркировка товара и остатков:

  • с 1 октября 2019 по 1 марта 2020 года нужно отмаркировать остатки;  
  • с 1 марта 2020 года остатки должны быть отмаркированы.

Код маркировки для обуви

В состав кода маркировки входит идентификатор товара — GTIN, и чтобы его получить необходимо зарегистрироваться в системе GS1. Но если компания еще не сделала этого и не умеет работать в системе, она может получить упрощенные коды маркировки напрямую из личного кабинета системы Честный ЗНАК. При этом срок действия таких кодов ограничен и составляет всего два года. Поэтому если товар за это время не успеет распродаться, то его придется перемаркировать.

Код маркировки представляет собой уникальную последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix на средстве идентификации.

В рамках эксперимента по маркировке обуви было принято решение, что структура кода для товаров легкой промышленности будет состоять из следующих групп данных:

  • GTIN из 14 знаков. Его нужно получить в информационной системе GS1 после описания товара. Обувной товар описывается 12 атрибутами, все они указаны в Методических рекомендациях для участников эксперимента:
    1. модель производителя (должна совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия);
    2. страна производства;
    3. вид обуви;
    4. вид материала, использованного для изготовления верха обуви;
    5. вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви;
    6. вид материала, использованного для изготовления низа обуви;
    7. материал подошвы;
    8. бренд;
    9. ИНН российского производителя, или ИНН импортера;
    10. цвет;
    11. размер в штихмассовой системе;
    12. наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).

Обратите внимание на то, что при описании товара идентифицируется не единица товара, а артикул.

Коды маркировки заказывает и наносит на товар либо производитель, либо комиссионер — тот, кто принимает товар на реализацию от физлиц. То есть код маркировки инициируется в точке рождения товара.

   

Требования к участникам

Чтобы присоединиться к эксперименту, участники оборота товара должны иметь:

  • усиленную квалифицированную электронную подпись;
  • Программное обеспечение, обеспечивающее автоматизированное взаимодействие с ЦРПТ [центр развития перспективных технологий – единый оператор маркировки], оператором системы Честный ЗНАК, для получения кодов маркировки (ЦРПТ раздает бесплатно);
  • компьютерную систему с возможностью формировать и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью электронные документы (ЭД), необходимые для взаимодействия с ЦРПТ (запрос средств идентификации, сведения об их использовании, уведомления).

Тем участникам оборота товара, которые занимаются розничной продажей, в том числе обувной продукции, полученной от физлиц, не являющихся ИП, и участникам оборота, к которым предъявляются требования о применении ККТ (контрольно-кассовая техника), должны:

  • иметь сопряженные с ККТ средства сканирования и распознавания средств идентификации;

заключить договор с ОФД (Оператор фискальных данных— юридическое лицо, созданное специально для осуществления приёма, обработки, хранения и передачи фискальных данных в Федеральную налоговую службу (ФНС) России).

  • о передаче фискальных документов, касающихся маркированной продукции в системе Честный ЗНАК.

При этом важно отметить, что в процессе маркировки обуви электронный документооборот (ЭДО) пока не обязателен. Действует альтернативный сценарий, когда стороны о переходе права собственности сообщают в честный знак путем сведений об отгрузке и приеме.

Программное обеспечение и устройства считывания

После того, как участник оборота товаров станет участником эксперимента, оператор системы предоставит программно-аппаратный комплекс (ПАК), включающий систему управления заказами (СУЗ) и устройство эмиссии кодов маркировки (РЭ), обеспечивающий автоматизированное взаимодействие с оператором системы в части заказа и получения кодов маркировки для формирования средств идентификации. РЭ и СУЗ выдается участнику, который зарегистрирован в системе как производитель или импортер. Оператор системы предоставляет программно-аппаратный комплекс за свой счет, адаптацию и настройку работы системы проводит также на бесплатной основе.

В информационной системе маркировки и прослеживаемости (ИС МП) [честный знак] разрабатывается возможность при перемещении товара, введенного в оборот, использовать универсальный передаточный документ (УПД) через оператора электронного оборота (возможно тот же самый, через которого в настоящий момент вы отчитываетесь в ФНС).

Сейчас реализована возможность формировать стандартный документ отгрузки в личном кабинете ИС МП. Требования обязательного использования УПД в ИС МП нет.

В период добровольного эксперимента услуга прослеживаемости предоставляется бесплатно. В дальнейшем стоимость услуг оператора за генерацию кода маркировки и дальнейшее прослеживание товара будет определено Правительством РФ. На текущий момент стоимость услуги оператора рассматривается в размере 50 копеек за единицу товара.

Требования к оборудованию, используемому в системе маркировки и прослеживаемости, описаны в Разделе III Методических рекомендаций.

Подача Универсального передаточного документа (УПД), подписанного отправителем и получателем через оператора электронного документооборота (ЭДО) находится в разработке на сегодняшний день, как и многие другие вопросы.

Особенности движения обуви в системе маркировки

Причины и возможности перемаркировки обуви

Одна из основных проблем, связанная с маркировкой обуви, заключается в том, что средство идентификации, на которое нанесен код маркировки, может быть утрачено в товаропроводящей цепи (например, этикетка может оторваться, потеряться, затереться либо потребитель срезает ее после покупки обуви, а потом решает вернуть товар в магазин). В этом случае товар следует перемаркировать, а для этого придется заказать новый код.

Эксперты ЦРПТ обещают, что каждый розничный магазин, каждое оптовое звено получит возможность в своем личном кабинете в системе Честный ЗНАК заказать код маркировки для повторной маркировки товара. Таким образом, если код маркировки не будет идентифицироваться в оптовом звене, то можно заказать новый код маркировки без указания старого, но с определенными ограничениями, установленными в правилах маркировки обувной продукции.

Однако не следует злоупотреблять возможностью перемаркировки. В системе Честный ЗНАК стоит ограничение для каждого участника на количество таких кодов перемаркировки.

Пересорт, возврат и обмен товара

В результате различных операций с товаром на оптовом звене могут возникать такие операции, как пересорт, возврат, обмен. В любом случае операции по смене собственника на единицу товара находят отражение в системе маркировки.

Участники товарооборота, которые уже подключены к оператору ЭДО и оформляют электронные УПД, смогут в полной мере, оформляя свою сделку как и раньше, не заходя в информационную систему маркировки, без необходимости дополнительной подачи сведений в информационную систему, передавать товары. Система маркировки будет узнавать о передаче права собственности на основании поступающих электронных УПД. Это избавит участников от повторной подачи сведений.

Если бизнес не использует ЭДО (электронный документооборот), то подать сведения о передачи права собственности он может двумя способами:

  1. Зайти в информационную систему и сообщить о том, что он, являясь юрлицом № 1, продал юрлицу № 2 конкретные товары. Юрлицо подтверждает эту сделку, и товар уходит со склада.
  2. Оформить УПД внутри системы маркировки. ЦРПТ разработал сервис ЭДО: внутри системы маркировки можно оформить УПД. Это дополнительный сервис в рамках системы маркировки.

Продажа обуви розничному покупателю

Существует два типа выбытия товаров из оборота:

  1. Через кассу

В результате продажи товара выбивается фискальный чек, по этому чеку от ОФД в автоматическом режиме в Честный ЗНАК поступают данные, и товар автоматически выбывает из оборота в системе маркировки.

Для тех, кто освобожден от ОФД, сейчас точных рекомендаций нет, но, вероятно, будет так же, как и с маркировкой табака — возможность самостоятельно передать сведения в Честный ЗНАК.

Таким образом, выбытие обуви из системы возможна либо через 2D-сканер на кассе, либо через онлай-кассу (компьютер с товароучетным программным обеспечением)

  1. По причине утраты, порчи, конфискации товара или в результате других обстоятельств

В этом случае систему маркировки необходимо уведомить о том, что товар из оборота выбывает по какой-то причине на основании номера конкретного первичного документа.    

Каждое предприятие на территории РФ приобретает для собственных нужд товары легкой промышленности. Поэтому для этой отрасли специфичен такой бизнес-процесс, как выбытие из оборота спецобуви. Предприятия из разных сфер также закупают сотрудникам тапочки, сапоги, туфли. В этом случае выбытие товара осуществляется поставщиками оптовой партии. То есть предоставить сведения в Честный ЗНАК о выбытии товара из оборота должен сам продавец.  

Нормативные документы, применимые к маркировке обуви

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 года №620 «Положение о проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №791-р «Модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

Методические рекомендации для участников эксперимента средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405, в Российской Федерации

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе

Подробнее о нормативных документах можно узнать на сайте честныйзнак.рф